Государственный исторический
архив  Сахалинской  области

(4242) 46-81-62

Дедушка минного флота. Так военные моряки называют вице-адмирала Степана Макарова

С.В. Смирнов, ведущий архивист Государственного исторического архива Сахалинской области,
«Губернские ведомости». 2014. № 3 (4411). С. 3

Мореплаватель, учёный, изобретатель

В 1876 году лейтенант Макаров предложил главному командиру Черноморского флота проект переоборудования быстроходного парохода «Великий князь Константин» в плавучую базу минных катеров для нападения на корабли противника на его базах. Проект был принят, и очень кстати, потому что на следующий год началась русско-турецкая война 1877-1878 гг. Кроме того, Степан Макаров придумал и внедрил на флоте новые типы военных кораблей – миноносцы и торпедные катера.

В 2014 году исполняется 165 лет со дня рождения прославленного флотоводца, изобретателя, дважды обогнувшего Землю в кругосветных путешествиях, вице-адмирала Степана Осиповича Макарова. В этом же году исполняется 110 лет со дня трагической его гибели в районе Порт-Артура при взрыве броненосца «Петропавловск». А 45 лет назад, в 1969 году, в городе Макарове установлен бюст этого выдающегося человека.

Школа «Богатыря»

Выходец из города Николаева, Херсонской губернии Степан был последним из пяти сыновей. Когда ему было 9 лет, умерла мать, и Макаровы переехали в Николаевск-на-Амуре. Здесь мальчика определили в морское училище.

Занимался Степан отлично, запоем читал книги, которые давали ему преподаватели, даже как-то обратил на себя серьёзное внимание контр-адмирала Петра Васильевича Казакевича (бывшего в то время военным губернатором Приморской области и командиром Сибирской флотилии). Казакевич назначил 15-летнего мальчишку в Тихоокеанскую эскадру под командованием одного из лучших адмиралов - Андрея Александровича Попова, на флагманский корабль «Богатырь».

Плавание на «Богатыре» кадета Степана Макарова длилось 9 месяцев (с июля 1863 по май 1864 года) и сыграло исключительно важную роль в становлении личности будущего адмирала и учёного. На «Богатыре» он самостоятельно изучает английский и французский языки. Очень много занимается морскими предметами. Уже в эти годы Степан Макаров отличается от своих сверстников исключительными способностями, любовью к наукам, необыкновенной впечатлительностью, вдумчивостью, серьёзностью.

В 1865 году он оканчивает полный курс Николаевского морского училища и получает направление в Тихоокеанскую эскадру. В 1867 году Макаров получает чин гардемарина, в мае 1869 года – мичмана, а в начале 1871 года ему присвоили звание лейтенанта.

Пластырь для корабля

Первое своё исследование о живучести корабля Макаров опубликовал в 1870 году в журнале «Морской сборник». Называлась статья «Броненосная лодка «Русалка», она была написана на основе собственных наблюдений. Плавая в шхерах, «Русалка» при повороте ударилась носом о камень, в пробоину хлынула вода, корабль едва не погиб. Мичман Макаров предложил для спасения корабля установить пластырь и водоотливную систему.

В 1872 году он назначен в команду к адмиралу Попову для строительства броненосного флота. Чуть позже лейтенант Макаров командируется в Вену на Всемирную промышленно-торговую ярмарку, где экспонирует свой «пластырь системы Макарова».

После окончания русско-турецкой войны, накануне которой Степан Макаров выступил в роли создателя минного флота, он, уже в звании капитана второго ранга, был назначен начальником отряда миноносных кораблей Балтийского флота. Затем, в 1880 году, отправлен в военную экспедицию на Каспийское море. Годом позже он уже командир парохода «Тамань», находившегося в Константинополе в распоряжении русского посольства. В 1882 году Макаров был произведён в капитаны первого ранга.

На «Витязе» - вокруг света

За годы пребывания в Константинополе Макаров тщательно исследует течения пролива Босфор, и научно доказывает, что в этом месте течение действительно существует. На этот раз он предстаёт в роли учёного. Океанография как наука тогда ещё не оформилась в России, и Макаров выступает как один из её основоположников. В 1885 году он опубликовал книгу «Об обмене вод Чёрного и Средиземного морей», за которую был удостоен премии Академии наук.

Осенью 1886 года Макаров был назначен командиром корвета «Витязь», которому предстояло кругосветное плаванье. В ходе экспедиции велись наблюдения – измерялась глубина морей и проливов, температура воды и пр. Макаров сам придумывал приборы для изучения морей или усовершенствовал их. В плавании «Витязь» провёл 993 дня и прошёл по морям и океанам 60 тыс. миль.

Моряки корвета посетили много стран и различных портов. Известно, что в 1888 году экипаж корвета «Витязь» посетил пост Корсаковский на острове Сахалин. Здесь были собраны ценнейшие коллекции растений, которые хранятся сейчас в одном из музеев Владивостока. Макаров очень подробно исследовал пролив Лаперуза, плавая от южных берегов Сахалина к восточному побережью Камчатки. Также Степан Осипович провёл исследования в водах пролива между островами Парамушир и Онекотан, течения в районе Курильской гряды.

Кроме того, были взяты пробы грунтов со дна морей, собраны коллекции морских животных и растений, проведено огромное количество метеорологических и гидрологических наблюдений.

Летом 1889 года кругосветное плавание на корвете «Витязь» закончилось. Ценность его научных результатов огромна. А 1 января 1890 года, в возрасте всего 41 года, Степан Макаров был произведён в контр-адмиралы. Менее четырёх лет спустя, в 1894 году, вышел в свет его труд – «Витязь» и Тихий океан».

Создание «Ермака»

Степан Осипович Макаров является автором проекта ледокола «Ермак». Он выдвинул идею создания мощного арктического ледокола, но в одиночку провести её через царскую бюрократическую машину было сложно. К счастью, нашлись единомышленники, такие, как полярный исследователь Фердинанд Фердинандович Врангель, известный учёный Дмитрий Иванович Менделеев, министр финансов Сергей Юльевич Витте. Степану Макарову удаётся выступить в конференц-зале Академии наук в Петербурге с докладом о постройке мощного ледокола, который предназначен для плавания к устьям Оби, Енисея и в Финском заливе зимой. Доклад имел огромный успех. Тогда 30 мая 1898 года Макаров повторил своё выступление в Географическом обществе в Санкт-Петербурге. Возможно, сыграло свою роль название доклада – «К Северному полюсу – напролом!». Но контр-адмиралу удалось убедить правительство выделить огромную сумму денег на постройку ледокола в Англии.

На этот раз Степан Макаров выступает как судостроитель, от начала до конца он контролировал постройку ледокола. И имя ледоколу дал тоже Степан Осипович. В 1899 году «Ермак» был спущен на воду и служил до 1963 года, после чего был списан.

Степана Осиповича глубоко уважали на всех кораблях, где ему довелось служить, особенно на «Ермаке». Матросы про Макарова говорили: «Весь корабль бородой обтёр…». Он стремился заглянуть в каждый уголок, убедиться, насколько хорошо всем матросам служить на «Ермаке». В быту был скромен, никогда не унижал матросов, наоборот, поддерживал и благодарил за службу. Матросы ему платили тем же. И кто знает, если бы не его трагическая гибель в самом начале русско-японской войны, чем бы она закончилась? Такие личности, как Степан Осипович Макаров, и влияют на ход истории…

Памятник адмиралу Макарову. Фото С.Р. Агличеева. г. Макаров. 2000 г. Ф. ФД. Оп. 16. Ед. хр. 696

В последний путь на броненосце

Начало 1904 года. Япония нападает на Дальний Восток Российской империи. Начинается русско-японская война. Степана Осиповича Макарова назначают командующим Тихоокеанским флотом. 31 марта (13 апреля по новому стилю) 1904 года он ведет в бой эскадру кораблей из Порт-Артура и гибнет на броненосце «Петропавловск» вместе с экипажем корабля. Погибло в этой трагедии около 650 матросов и офицеров, вместе с командующим Тихоокеанским флотом Макаровым и художником-баталистом Василием Васильевичем Верещагиным.

Мощный новенький флагманский броненосец «Петропавловск» водоизмещением 11 400 тонн затонул, подорвавшись на японской мине. Так закончилась жизнь замечательного человека – Степана Осиповича Макарова. Ему было 55 лет. Он мог бы еще послужить России и сделать много замечательных открытий.

Память о Степане Осиповиче Макарове навсегда останется в истории России. Ещё в 1913 году в Кронштадте открыли памятник выдающемуся флотоводцу и учёному. В 1999 году памятник этому великому человеку появился во Владивостоке.

Во многих городах есть улицы имени адмирала Макарова. Есть такая улица и в Южно-Сахалинске. Имя адмирала носит морской колледж в сахалинском городе Холмске, а также бухта на острове Итуруп, залив в Баренцевом море, ледник на острове Шпицберген.

На Сахалине в городе Макарове в 1969 году был торжественно открыт бюст с текстом на лицевой доске: «Выдающийся флотоводец, учёный, кораблестроитель, путешественник и океанограф, герой русско-турецкой и русско-японской войн, вице-адмирал Макаров Степан Осипович, 1848-1904 гг.». Благодарная Россия чтит память о знаменитом адмирале и человеке с большой буквы - Степане Осиповиче Макарове.

Список источников и литературы

    1. ГИАСО (Государственный исторический архив Сахалинской области). Ф. Р-646 «Государственный исторический архив Сахалинской области". Оп.1. Ед. хр. 370. Л. 2, 7.

    2. ГИАСО. Ф. ФД («Коллекция фотодокументов»). Оп. 16. Ед. хр. 696.

    3. Административно-территориальное деление Сахалинской области. Документы и материалы. Южно-Сахалинск, 1986. 135 с.

    4. Браславец К.М. История в названиях на карте Сахалинской области. Южно-Сахалинск, 1983. 144 с.

    5. Брокгауз Ф.А. Новый энциклопедический словарь: В 29 т. Т. 25 / под общ. ред. К.К. Арсеньева. Санкт-Петербург, 1912. С. 418-419.

    6. Владивосток. Шаг в XXI век. Хабаровск, 2001. 176 с.

    7. Гальцев-Безюк С.Д. Топонимический словарь Сахалинской области. Южно-Сахалинск, 1992. 219 с.

    8. Добровольский А.Д. Адмирал С.О. Макаров путешественник и океанограф. Москва, 1948. 111 с.

    9. Исторические чтения: труды Государственного архива Сахалинской области. № 2. 1996-1997 гг. / редкол.: Г.И. Дударец (отв.), А.И. Костанов, Н.Д. Корсунская, А.Т. Мандрик, Б.И. Мухачев, Б.П. Полевой. Южно-Сахалинск, 1997. 432 с.

    10. Календарь знаменательных и памятных дат по Сахалинской области на 2009 год. Южно-Сахалинск, 2009. С. 7-8.

    11. Масленников Б.Г. Морская карта рассказывает. Москва,1986. 365 с.

    12. Материалы к Своду памятников истории и культуры Сахалинской области. Южно-Сахалинск, 1983. 143 с.

    13. Новиков-Прибой А.С. Цусима. Москва, 1983. 800 с.

    14. Островский Б.Г. Адмирал Макаров. Москва, 1954. 211 с.

    15. Русско-японская война 1904-1905 гг. в документах внешнеполитического ведомства России: факты и комментарии / сост. Глушков В.В., Черевко К.Е. Москва, 2006. С. 402-407.

    16. Рыжков А.Н. Памятники и памятные места Сахалинской области, Южно-Сахалинск, 1977. 79 с.

    17. Старый Владивосток: альбом. Владивосток, 1992. 206 с.

    18. Узин С.В. Имя на карте. Москва, 1983. 205 с.

    19. Хроника освоения Россией Дальнего Востока и Тихого океана 1639-1989. Владивосток, 1989. 42 с.

https://skr.su/news/post/61287/